Дипломы:

IN-Dolls 2012, Международый фестиваль кукол на Коста Брава

Победитель в номинации "Искусство деталей", "Время кукол" №7 (лето 2009)

Победитель номинации "Композиция из кукол", II Московская международная выставка "Искусство куклы 2011"

"Время кукол" №3 (лето 2009)

Moscow Fair-2009

V Международный салон кукол в Москве, 2009 год

Остальные фотографии на Я.Фотках

Создание куклы дает возможность самовыражения.  Делать куклы – это такое счастье! И нет предела творческому поиску…

Т. Чернова

Как всё начиналось...

Куклы и кукольные домики я стала делать ещё в начале 80-х, будучи школьницей. Почему? Очень сильное впечатление произвели на меня в детстве петербургские театры, где не только на сцене творилось чудо: в фойе были представлены миниатюрные декорации к спектаклям и эскизы к костюмам. Потом, как и у всех, встал вопрос: кем быть? Но быть художником в СССР…Чем ты будешь заниматься? И я подумала и поступила на филологический. Так что справки о художественном образовании у меня нет. Но я не переставала заниматься творчеством. Была, вероятно, и генетическая  заложенность: дед писал картины маслом. А я упорно продолжала делать куклы из пластилина, бумаги, пластика (эстонский пластик серого цвета, который было практически невозможно достать). Своим детям устраивала кукольный театр, что-то лепила.

Когда началась перестройка, все маниакально бросились на поиски денег. Мы с подругой организовали тэндем: я делаю маленьких куколок, а она пристраивает их по многочисленным, в то время, ларькам. И покупали! Пачками покупали! Потому что сувенирной продукции тогда практически не было. Но очень скоро я поняла: не могу! Не могу я делать «штамповку». И деньги, полученные таким образом, мне были уже не нужны. Уже тогда стало понятно: куклы ради денег делать нельзя. Потому что уходит самое главное – творчество! Потом стало вообще все очень сложно, да и пластик закончился…

И вот прошло 20 лет. В Гостином Дворе появилась «Лавка кукольного мастера» с чудесными материалами, о которых в юности я и мечтать не могла. Моя сестра буквально заставила меня там взять рекламный проспект курсов…Так я попала в школу авторской куклы на Гончарной, где и узнала, что такое «Авторская кукла». Большое спасибо преподавателям школы: Алисе Баженковой, Ирине Дейнеко, Саше Лузанову! Это настоящие Мастера своего дела. Они учат, терпеливо отвечают на все вопросы новичков, деликатно делают замечания, ведь большинство слушателей школы не имеют художественного образования!

Низкий поклон всем людям, которые открывают тайны своего ремесла,  вводят в прекрасный мир авторской куклы!

О профессионализме...

Создание куклы очень трудоемкое занятие. Чтобы её сделать, нужно знать анатомию человека, уметь лепить, рисовать, шить… И тем не менее, желающих заниматься авторской куклой сейчас очень много. Настоящих художников-кукольников - мало! А выставки кукольные переполнены.

Понятно раздражение художников-профессионалов. Помню, как грустно было мне, когда прочитала статью Саши Худяковой, которая делит все работы на «пошлые дамские поделки» и «настоящие произведения искусства»: «Мое убеждение, - пишет она, - настоящий художник-кукольник должен иметь профессиональное художественное образование…Есть, конечно, кукольники без образования, но таких настоящих самородков – единицы. Вот почему мы считаем необходимым четко разделять настоящее искусство и просто хобби…Авторские куклы – это никакое не увлечение, а профессия, в которой работают настоящие художники».(«Кукольный Мастер»,  №9, зима, 2006, стр.17 «Кукла как произведение искусства»).

Все это, безусловно, звучит впечатляюще и гордо, но если на выставки не пускать «простых смертных», а только «небожителей с дипломами», то откуда тогда самородки возьмутся? Как им своё творчество показать?

Согласна я, что «пошлые дамские поделки» - это отвратительно, согласна, что неинтересно смотреть на куклы, лишенные индивидуальности, сделанные «под» работы Дейнеко, Лопусовой-Томской и других прославленных мастеров. Но соглашаться с мнением, что без высшего художественного образования серьезно заниматься куклами нельзя, - не хочется.  Это все равно, что крест на себе поставить. И почему-то вспоминаются булгаковские Бегемот и Коровьев, которых не пускали в «Грибоедов», так как у них не было удостоверения, что они писатели: «Чтобы убедиться в том, что Достоевский – писатель, неужели нужно спрашивать у него удостоверение?».

Наличие диплома не есть гарантия того, что все работы одинаково удачны. И сколько свежих, интересных решений можно найти у кукольников-непрофессионалов!

Главное в творчестве – свобода. Любое произведение искусства – это труд, терпение и «искра Божья». И большая любовь к тому, что делаешь! А учиться нужно постоянно и «профессионалу», и «непрофессионалу»! Сейчас замечательное время: можно посещать мастер-классы, найти любую литературу, всевозможные материалы.

Конечно же, очень важна моральная поддержка родных и друзей. Очень важно мнение специалистов.

О выставках...

Каждая выставка – праздник! Праздник не только для посетителей, но и для творцов кукол. Важно почувствовать свою причастность к этому действу, не только в качестве зрителя.

Как хочется показать свои работы, услышать отзывы о них! Ведь столько вложено труда, души. Не верится, что кто-то, делающий куклы, равнодушен к мнению окружающих.

И вот тут-то возникает проблема…

Принять участие в выставке очень хочется! Помню свои первые сомнения: да куда же мне! Не возьмут…Но оказалось все проще: надо деньги заплатить за место. И если есть деньги и кукла более-менее…принимай участие! Меня это так поразило! Казалось, что должна быть какая-то серьезная комиссия, отбор! В моем любимом журнале «Кукольный мастер» всегда такие красивые фотографии с выставок: каждая кукла на отдельном пьедестале, все видно… А на самом деле оказывается, что выставка кукол – ярамарка, где все пестрит, где глаза разбегаются. И куклы разные. Очень много хороших и очень много посредственных. И потому очень грустно.

Я убеждена, что нельзя брать на серьезные выставки учебные работы. Они ведь такие сырые! Для новичков очень полезно устраивать отдельные выставки (Как, например, в нашем Объединении кукольников, были выставки «Первые ростки»). Многие ученики школ, немножко поиграв в куклы и осознав, какое это трудное дело, заниматься куклами перестают. Остаются лишь те в этом деле, которые без кукол свою жизнь уже не представляют.

Но должен быть серьезный отбор кукол на выставки (международного формата), должен быть отсев, должен быть комитет. Организаторам нужно хотя бы по фотографиям знакомиться с работами, прежде чем их выставлять.

И существует материальная сторона вопроса. Мне кажется, что очень важна правильно организованная рекламная кампания. Например, многие даже и не знают, что в Санкт-Петербурге в этом году выставка «Время кукол» будет проходить в 4-ый раз, - нет рекламы!

Чтобы не превращать выставку кукол в ярмарку, не нужно смешивать на одних стендах кукол, мишек и «сувенирку», а размещать в отдельных  залах.

Необходимо заранее утверждать эскизы стендов. Продаж на выставках все равно мало (особенно сейчас), так что не нужно гнаться за количеством, нужно обращать внимание на качество работ!

И если мою куклу не выберут сейчас для участия в выставке, мне будет обидно; но зато появится стимул стараться сделать лучше к следующей. И тогда произойдет «естественный отбор». А людям, которые рассматривают куклу лишь как источник дохода, на выставках делать нечего!

Контактная информация:

Татьяна Чернова

Адрес: Россия, Санкт-Петербург


Телефон: +7 (911) 830 17 39

E-mail: Cherta66@mail.ru

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz